Многие с большим сожалением и приятной ностальгией вспоминают времена СССР. Мол, тогда-то все было хорошо, не то, что сейчас! А вот водители советского времени, памятуя о трудностях, с которыми сталкивались, вряд ли захотят возврата прежнего положения дел. Предлагаем вспомнить, а некоторым и узнать, как на самом деле жилось счастливым обладателям железных коней в Советском Союзе.
Гаражи, парковки, мойки
Записаться в очередь на гараж жители СССР не могли. Основанием для этого являлось наличие машины. Даже с ее появлением обзавестись гаражом было сложно. Чтобы стать почетным членом кооператива, требовались годы ожидания.
Оставить железного коня на государственной охраняемой стоянке было практически невозможно. Площадок было немного, мест на них мало.
Водителям не оставалось ничего другого, как парковать машины во дворах. Здесь же их мыли, бегая с ведром и тряпками. Здесь же их чинили. Последнее вызывало недовольство жителей. Бабушки и те, кто только стоял в очереди на заветные Жигули, постоянно жаловались на стук и ругались со счастливыми обладателями собственного транспорта.
Сигнализаций в те времена также не было. За оставленными во дворах машинами владельцам приходилось следить самостоятельно: не сняли ли колесо, не разбили стекло, на месте ли аккумулятор. Да и слишком любопытных мальчишек, так и норовивших залезть в салон авто или просто на него, также приходилось гонять.
СТО и запчасти
Железного коня в случае поломки приходилось чинить самостоятельно. Если владелец плохо разбирался в этом, гнал его на СТО. Вот только станций по ремонту было мало и там точно так же записывали в очередь, а после еще и ждали поставки запчастей. В итоге починка могла занять месяц – другой.
Качество ремонта оставляло желать лучшего. Редко какой мастер делал все согласно сервисной книжке. Люди были недовольны, но альтернатив подобным СТО не было.
Впрочем, и самим отремонтировать авто, даже разбираясь в нем, было непросто. На прилавках специализированных магазинов отсутствовали ходовые запчасти, например, шаровые опоры, сайлентблоки, тормозные накладки и прочее.
Работники магазинов поясняли: в наличии их нет, так как Минпромторг, согласно постановлению, направлял все запчасти на станции техобслуживания.
Резина по сезону
Проблемы были не только с запчастями. Сегодня рынок ломится от предложений. Водители могут купить зимние, летние, всесезонные, шипованные и нешипованные шины. Раньше подобного разделения покрышек вообще не было, поэтому и зимой, и летом автомобилисты катались на одной и той же резине.
Проблема заключалась в том, что купить новую после того, как предыдущий комплект пришел в негодность, было невозможно. Продавцы магазинов, отпуская шины, ставили в техпаспорт специальную метку. В течение последующих 3-х лет на основании этой печати никакой другой магазин не имел право продать данному автовладельцу следующий комплект.
Кстати, в те времена предписывался небольшой скоростной режим. Зимой требовалось ездить со скоростью не более 20 км/ч. Если же водитель нарушил данное предписание и попал в ДТП, его запросто могли лишить прав.
Советские автомобилисты шутили, что научились ездить зимой на лысой резине и безопасно тормозить о бордюр колесами. Тогда система ABS была заложена у многих фактически на уровне инстинктов, и что такое тормозить в гололед прерывисто, знали многие
Лайфхаки водителя советского времени
Помимо дефицита запчастей и резины, были у водителей и другие проблемы, с которыми они научились справляться собственными силами. Помогали в этом лайфхаки того времени, которые частенько печатались в журналах.
Проблему запотевания стекол изнутри зимой решали с помощью текстильного мешочка, заполненного солью. Владельцы Жигулей, Запорожцев и Москвичей после того, как глушили мотор, лобовое изнутри тщательно натирали этим нехитрым приспособлением, чтобы соль удаляла лишнюю влагу. Утром водители были избавлены от того, чтобы очищать тонкий лёд на стекле внутри салона.
С шинами были проблемы. И если зимой в гололед всё же нужно было ехать, вместо современных противоскользящих накладок автомобилисты брали узкие веревочные лестницы. Их пропускали через отверстия в дисках и проезжали сложные обледеневшие и заснеженные участки дороги.
Картонки, которые можно было увидеть в передней части на решетке радиатора, не были элементом декора. В радиатор вместо антифриза лили обычную воду и, чтобы зимой не столкнуться с замерзшим и неработающим мотором, все приходилось утеплять своими руками.
Средством спасения от коррозии была мастика и женские нейлоновые колготки:
- Противокоррозийную массу наносили в один слой.
- После на нее накладывали старые чулки или капроновые колготки. В крайнем случае, использовали бязь или марлю.
- Поверх полагалось нанести еще пару слоёв мастики.
Места течи горючего в бензопроводе обильно смазывали хозяйственным мылом. Решение было наиболее простым и очевидным, так как моющее средство в брусках в самом бензине не растворялось. Это помогало водителям дождаться очереди на СТО и дожить до момента полноценной замены деталей.
Забавно в пути решалась проблема со стеклоочистителями. От вышедшего из строя двигателя, приводящего в движение щетки, водителям предлагали отсоединить тягу. Сам дворник нужно было отвести в крайнее левое положение от водителя и зафиксировать с помощью бельевой резинки. После этого к щетке привязывали шпагат и пропускали второй его конец через форточку пассажира. Именно он вручную помогал очищать стекло от воды и грязи в дороге.
[totalpoll id=»8711″]
Достать дворники также было сложно. Со временем резинки теряли эластичность и плохо очищали лобовое стекло. Чтобы вновь размягчить их, водители кипятили стеклоочистители и держали их в бензине.
Итоги
Водитель советского времени не понаслышке знает о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться всем владельцам новеньких Жигулей и Москвичей.
- Чтобы получить гараж в кооперативе, нужно было стоять в очереди по несколько лет.
- Запчасти и резина были дефицитными товарами.
- Изобретательность автомобилистов, научившихся тормозить на лысой резине в гололед, впечатляет даже современных водителей.
А с какими трудностями в советское время приходилось сталкиваться вам или вашим отцам?
Как вам статья?
Ни с какими. У нас машина появилась только в 90-е.
Сейчас все то же самое. Машины бросают во дворах, потому что гаражей и парковок на всех не хватает. С запчастями, правда, стало немножко попроще. Претензий к работникам СТО меньше не стало.
и сейчас колёса снимают и режут в официальных сервисах дурят запчасти в три дорога гараж тоже купить проблема стоит почти как авто
В советские годы не имел авто
Автор бредит, сгущая краски. Очередь на СТО, чтоб заменить бензопровод! Я так хохотался!!!
Знаете автор, вспоминать то время вообще нет желания. Я наверное впервые читаю хоть и сглаженную, но что-то похожую на действительность. Да и то это описание больше подходит для столицы, а на периферии было намного хуже.
А попробуй-ка сейчас получить разрешение на строительства гаража в черте города.
Ещё про ресурс деталей мотора и ходовой забыли написать, сейчас скажи кому что распредвал у нового авто с магазина, требовал замены уже буквально через 15!!! ткм…
А какая песня Карбюратор, его настройка чтоб меньше 10 литров по трассе было. А в холода, вытянул подсос(обогатитель) чуть больше, и выкручивай залитые свечи, и суши их зажав пассатижами над газовой конфоркой
Спасибо Ельцину, что вывел нас из той ужасной поры! Помню, как в 90-е впервые сел за руль Паджеро — вот это было счастье!! Самая лучшая черта Союза — что он в итоге развалился, и мы стали ценить хорошие машины, обилие СТО и запчастей!
Интересно, какие умственно-отсталые выбрали вариант «В ссср»?
а ещё забыли, что скорость была 80км,а за 81 уже было наказание в виде дырки в талоне, а за 3 дырки в течение года лишение прав
дырки были в штанах, на пятках, и у баб между ног, а в талоне предупреждений ставились компостерные просечки…….
А при Царе — барщину отрабатывали… Что автор хотел своей статьёй выразить — не ясно… Почему не вспомнил, что считали — на счётах и арифмометрах, а накладные — писАли от руки и под копирку?!
Мы к этому возвращаемся!
комментарий озвучен со слов человека — балабола которого лично я называю одесское трепло, который НИКОГДА не работал в нашей системе, а работал в а\предприятии в котором была а\колонна МЕЖДУНАРОДНИКОВ. и в заключении половина данного коммента чушь собачья.
А Максим Галкин бабко*б!
За деньги не бабко*б, а расчетливый бизнесмен с движимими активами!
Как надоело читать эту чушь, пишут люди, которые тогда не жили, а все по-наслышке.Друг у друга списывают, прямо как двоечники в школе. Сегодня здесь же, на Дзене читал нечто подобное. Берешься публично что-то освещать, имей достоверную инфу. А смысл такой»Как все было плохо тогда и как хорошо сегодня».
Полная чушь! В моей семье первая машина появилась в 1960 году! С тех пор ни разу без машины не были, и больших проблем — тоже. Да, бывало, на Москвиче 407 перебирали двигатель самостоятельно, но «копейка» 1973 года прошла более 400 т.км без капремонта и с родным распредвалом. Можете не верить, но — факт!
Половина всего написанного бред собачий. Автор сам не владел машиной в те времена а просто ненавидит СССР и всё что с ним связано. Лёд с внутренней стороны стёкол вообще какаято больная фантазия автора. Мастера на СТО сейчас наоборот хуже стали, половина из них на бабки людей разводят. В диллерских цэнтрах диагностика иномарки с инжэкторным двигателем стоит от 5000р до 15000р просто ноутбук к ЭБУ подключить и ошибки расшифровать, сколько перепрошивка будет стоить и предположить боюсь. Гаражей и сейчас на всех не хватает а машин ещё больше стало, во дворах за место сейчас драки. Я знаком с многими водителями из СССР и они сейчас проклинают нынешнею рф за пробки за поборы и за ОСАГО.