Ремень ГРМ – крайне важная деталь любого двигателя. Без него мотор не может функционировать в принципе, а его обрыв во время работы на некоторых моделях авто может привести к разрушению дорогостоящих узлов. Разберем основные признаки того, что пришла пора замены ремня ГРМ.
Функции и значение ремня ГРМ
Его задача – передавать крутящий момент от коленчатого к распределительному валу. Коленвал вращается при ходе поршней от нижней к верхним мёртвым точкам. Распредвал обеспечивает открытие и закрытие клапанов для подачи топливной смеси точно в определенный момент, когда поршень находится в нужном месте.
Поэтому ременный привод не просто передает движение, но делает это синхронизированно. Для этого ремни делают с зубчиками, чтобы избежать даже незначительного проскальзывания и рассихронизации работы всего двигателя.
Любая несогласованность работы этих механизмов приводит к проблемам с работой двигателя: от потери мощности до тяжелых поломок. Такое может быть, если ремень порвался и поршень по инерции поднялся к ВМТ в то время, когда клапан открыт и опущен в камеру сгорания. Тогда возможен удар головки поршня о клапан.
Это серьезная неисправность. Далее могут быть поломки разных масштабов:
- разрушение поршня;
- изгиб и заклинивание клапана в седле;
- повреждение распредвала.
Все это приводит к дорогому ремонту.
Удар поршня о клапан возможен не во всех, но в некоторых моделях ДВС из-за конструктивной особенности. Но любой ДВС при порыве перестает работать. На этом примере понятна важность исправной работы этого элемента.
Замена по времени службы
Эта деталь делается из высокопрочной резины, стойкой к истиранию и высоким температурам. Дополнительно она армируется сверхпрочными нейлоновыми нитями. На некоторых моделях ДВС для этой задачи используют металлические цепи. Но они со временем могут растягиваться, что приводит к рассогласованию циклов работы поршней и клапанов. Цепи более шумны, поэтому на большинстве двигателей используют все-таки резиновый вариант.
Срок службы, заложенный производителем, высок и составляет от 50 до 100 тыс. км пробега. Иногда больше. Некоторые производители рекомендуют планово менять ремень после пробега 120 и даже 180 тыс. км. Точнее эти данные указаны в инструкциях к каждой конкретной модели.
Учитываются не календарные сроки пользования авто, а реальный пробег или отработанные моточасы. В отдельных случаях ремень может выйти из строя вне зависимости от пробега. Например, если автомобиль простоял несколько лет, и резина потеряла свои свойства.
Оценка состояния по внешнему виду
Из-за исключительной важности этого элемента, после пробега в 50 тыс. его следует осмотреть визуально, даже если никаких проблем с работой двигателя нет. Ремень может быть закрыт кожухами. Их снимают и оценивают состояние детали. Замена требуется в следующих случаях:
- появились трещины, зазубрины;
- съедены, изношены зубья;
- часть зубьев слизана, грани отсутствуют полностью;
- имеются выщерблины, торчащие лохмотья.
Все признаки замены ремня ГРМ видны при простом осмотре. Если на модели эта деталь труднодоступна и видна только часть, то, чтобы полностью осмотреть все полотно, не снимая ремня, выполняют следующие действия.
- выкручивают свечи зажигания;
- ведущее колесо поднимают домкратом;
- при включенной первой передаче колесо прокручивают.
При этом ремень передвигается и его можно осмотреть.
Также нужно обязательно проверить натяжку. Если она слаба, возможен соскок со шкивов или перескок нескольких зубьев через зубцы ведущей и ведомой шестерен. Это приведет к сбою циклов впрыска, зажигания и положений поршней.
Двигатель при этом может работать, но с большой потерей мощности, трудностями при запуске и перерасходом топлива. Следует знать, что перетяжка ремня приведет к его преждевременному износу.
Диагностика по работе двигателя
Есть большой список неполадок в работе двигателя, который может быть вызван как проблемами с этим ремнем, так и с другими многочисленными причинами. Например, двигатель заглох и не заводится. Причин тому могут быть десятки, обрыв ремня – одна из них. То же касается потери мощности, затрудненного запуска, дыма из выхлопной трубы и т.д.
Причем проблемы с приводом ГРМ могут быть как основной, так и дополнительной или параллельной причиной неполадок. Поэтому при диагностике исправность и синхронность передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу также необходимо проверять. Возможно, пришла пора менять ремень.
Диагностика по звуку
Редко, но признаки замены ремня ГРМ можно определить даже не снимая защитного кожуха – по звуку. Это может быть свист при проскальзывании зубцов, шорох от ударов надорванных кусков резины по кожуху и другие аномальные звуки.
При их наличии следует снять кожух и оценить состояние полотна визуально.
[totalpoll id=»11521″]
Итог
Причинами разрыва ремня ГРМ или его повреждения могут быть:
- выработка ресурса;
- работа двигателя в экстремальном режиме, перегрев, высокие обороты;
- попадание грязи на зубцы;
- использование низкокачественного изделия (после замены заводского).
Каковы бы ни были причины разрыва ремня ГРМ или его повреждения, проблема решается своими силами или в автосервисе. В первом случае синхронизация валов выполняется по меткам на шкивах, согласно инструкции по эксплуатации. Во втором — опытные автомеханики все сделают сами.
А вам приходилось менять ремень ГРМ?
Как вам статья?
На «вазовской» классике, семерке, ремень менял сам. Хорошо, что не порвался. Просто износился. Выставил шкивы по меткам, там есть черточки-риски. Натянул, все как рекомендуется в инструкции. Проблем не было.
Чего? Какой ремень ГРМ на классике? Там цепь стоит. Ремни пошли начиная с 8ки. Ремень этот только помпу и д. Гену крутит.
И да, в случае обрыва цепи — клапана загнёт.
Есть у классики один такой мотор 1,3 л., штатно ставился на ВАЗ-2105 с ремнём. Все другие были цепными.
На этом моторе, как раз то, при обрыве ремня клапана не гнет. Можно спокойно ездить до обрыва, потом притянуть на тросе и зименить…
Один раз менял сам, но нарвался на китайский хлам. Проехал около 10 тыс. и пришлось менять снова. Обратился в сервис. Там популярно объяснили, какие ремни хорошие, а какие мусор. Порекомендовали хорошие, заодно там же и поменяли.
Решил поменять ремень из-за появившегося не сильного шума. В результате кроме ремня поменял ещё и помпу.
это обычная вааще то рекомендация техобслуживания -как правило помпа и меняется вместе с грм…
«Это может быть свист при проскальзывании зубцов
Источник: https://mycary.ru/how/repair/remen-grm-priznaki-zameny.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru»
Автор, при каком, нафиг, «проскальзывании»? Учи матчасть!!!!
Всем остальным начинающим автомобилистам статью не рекомендую, ибо написана лохом, не понимающим в двигателях ничего.