Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон

Фиксация штрафов камерой смартфона была возможна при использовании специальных приложений. Пожаловаться на нарушителей правил дорожного движения можно было, пока это не запретил Верховный суд Российской Федерации.

Какие нарушения, снятые на смартфон, имеют силу

На данный момент оштрафовать могут по фотографиям со смартфона, отправленным в ГИБДД через приложение «Народный инспектор» или приложение «Московский помощник».

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Мобильное приложение нарушений ПДД

Данные платформы позволяют штрафовать нерадивых водителей в автоматическом режиме за нарушение определенных правил дорожного движения. Например, за неправильную парковку или стоянку на газоне.

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Фиксация нарушения правил парковки

Чтобы воспользоваться подобным приложением, предварительно необходимо пройти регистрацию на сервисе «Госуслуги». На фотографии должно быть четко видно само нарушение и номер автомобиля нарушителя.

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Регистрация на портале «Госуслуг»

С помощью приложений оштрафовывают сотни тысяч автомобилистов и не каждый из них обращается в Верховный суд с целью опротестования протокола. А местные судебные органы со своей стороны не спешат идти навстречу водителям.

Почему их хотят упразднить

На данный момент стоит вопрос, законно ли использование подобных приложений? Ведь фотографии делаются не полностью автоматизированными камерами фото и видеонаблюдения. Нельзя исключать человеческий фактор. Некоторые активные граждане в момент фиксации нарушений делают неправильный наклон камеры, и на фотографии все выглядит, как будто автомобиль припаркован неправильно. При этом по факту никаких нарушений не было.

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
При фотофиксации нарушения не все выбирают правильный ракурс съемки

Это является одним из оснований принятого решения Верховного суда – теперь нельзя привлечь нарушителя правил дорожного движения по фото или видео, снятых на смартфон. Любые записывающие устройства, если материал был снят при участии человека, полностью автоматизированными не являются. Изменения законодательства будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях.

Читайте также:  Развод владельцев частных треног: как оспорить штраф, которого не было

Многие автолюбители начали возмущаться и оспаривать штрафы, выписанные на основании съемки с телефона. Получается, что подобное наказание применяется автоматически. Его инициатором является не автоматизированная система, настроенная для подобной работы, а неизвестный человек.

Получается, что отправить фото может любой, в том числе и знакомый автолюбителя, негативно настроенный против него.

На основании вышеперечисленного, Верховный суд в своем постановлении обязывает остальные суды выписывать штрафы, зафиксированные только стационарными камерами. Иначе привлечение к ответственности должно происходить в стандартном порядке – нарушителя вызывают для дачи показаний. В случае необходимости для выяснения обстоятельств могут пригласить и того человека, который пожаловался.

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Законными являются штрафы за нарушения, зафиксированные стационарными камерами
Важно! Анонимные жалобы к рассмотрению не принимаются!

Если каждого пользователя «Московского помощника» начнут приглашать в суд для дачи показаний вместе с нарушителем, скорее всего желающих им пользоваться станет заметно меньше. Так же как и «Народных инспекторов», снимающих нарушителей на территории Московской области.

Коснется ли нововведение треног

Треноги – это своеобразное «проклятие» автолюбителей. Это временно установленные камеры, о которых не предупреждают знаки, и чаще всего водители их просто не замечают. А платить штраф с треноги придется в обязательном порядке после получения «письма счастья».

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Передвижная камера не освобождает от штрафа в случае фиксации нарушения

Нарушение ПДД относится к юрисдикции Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а вот установка стационарных и мобильных комплексов автофиксации правонарушений возложена на плечи региональных бюджетов.

Как всегда, денег ни на что не хватает, поэтому к этому делу подключили коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей.

В этом случае частный инвестор занимается установкой и обслуживанием камер, а Госавтоинспекция только указывает на места концентрации дорожно-транспортных происшествий. При этом мобильное оборудование должно пройти сертификацию, а персонал — спецподготовку. Частники получают определенный процент от выписанных штрафов.

Читайте также:  Новая редакция КоАП: водителей начнут штрафовать за опасное вождение

И тут уже возникает коммерческий интерес: чем больше протоколов будет оформлено, тем больше денег поступит в бюджет и, соответственно, владельцу камеры. Именно поэтому на нарушения при их установке часто закрывают глаза.

Хотя коммерсанты идут на разные не вполне законные ухищрения. Например, камеру ставят не там, где велика вероятность дорожно-транспортного происшествия, а где больше всего нарушают. Или настраивают автомобильный комплекс некорректно.

Новый КоАП запретит штрафы за нарушения, снятые на смартфон
Передвижная камера видеофиксации должна быть  установлена в месте частых нарушений ПДД

Можно сказать с уверенностью, что если тренога установлена без нарушения правил, нововведение о незаконности фотофиксации в данном случае неактуально. На данный момент рассматривается только возможность отказа от частных услуг, чтобы все треноги и стационарные камеры принадлежали субъектам Российской Федерации. А также планируется обязать их владельцев устанавливать перед приборами видеофиксации нарушений ПДД предупреждающие дорожные знаки.

А вам приходилось оспаривать штраф выписанный на основании съемки с телефона?

Итоги

До сих пор ведутся споры, насколько законной является фиксация штрафов камерой смартфона. Разработчики специальных приложений утверждают, что их программы полностью сертифицированы. Но они не могут быть причислены к стационарным средствам автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.