Система охлаждения двигателя – одна из составляющих конструкций всего автомобиля, имеющая большое значение. Её роль не менее важна, чем ценность систем зажигания и подачи топлива. После долгого использования или поломок мотора она может засориться. И тут возникает вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя и как это сделать? Для получения успешного результата стоит обратиться к специалистам, но можно эту работу выполнить и самим.
Как функционирует охладительная система
Предназначение устройства охлаждения – остужать двигатель, коробку передач, отопительную, вентиляционную систему и турбонаддув в то время, когда транспортное средство работает. Существует три вида таких конструкций:
- открытая;
- закрытая;
- комбинированная.
Первый в своей работе использует воздух, второй – жидкость, третий – объединяет в себе оба метода.
В современных автомобилях широко применяется водная система с принудительной циркуляцией, которая обеспечивает равномерное и первоклассное охлаждение. В качестве рабочих автожидкостей используют антифриз или дистиллированную воду.
Со временем система засоряется и её приходится очищать. Для проведения высококачественной промывки необходимо знать устройство конструкции. Она состоит из таких деталей:
- масляного и охлаждающего радиатора, системы отработанных газов;
- теплообменника, который служит для нагревания воздуха отопительной печки;
- расширительного бачка, использующегося для хранения антифриза или дистиллированной воды;
- центробежного насоса, предназначенного для обеспечения принудительной циркуляции жидкости;
- термостата, регулирующего количество тосола, который проходит через радиатор;
- вентилятора, охлаждающего антифриз в теплообменнике;
- температурного датчика, контролирующего уровень нагрева воды в системе;
- блока регулирования, посылающего сигнал от термодатчика на панель управления.
В зависимости от марки и класса автомобиля к гидросистеме дополнительно может быть подключён кондиционер. Его наличие необходимо будет учитывать при проведении очистительных мероприятий.
Принцип работы охладительной конструкции несложный. Заполняются дистиллированной водой или тосолом радиатор, патрубки и гидрорубашка, а центробежный насос принудительно создаёт циркуляцию автожидкости вокруг них. Она омывает наиболее нагретые места: цилиндры, камеру сгорания и мотор. После этого залитый состав возвращается по малому или большому кругу назад в теплообменник.
Там с помощью вентилятора он охлаждается и опять подаётся к двигателю. Таким способом жидкость постоянно доставляется по кругу от радиатора к мотору и охлаждает горячие детали.
Признаки необходимости мойки
Обслуживание вентсистемы автомобиля довольно простое – требуется замена антифриза каждые 2 года или после пробега авто в 45 тыс. км. В течение этого времени он просто доливается до нужного ватерпаса.
Если машина будет работать с пониженным уровнем жидкости, могут возникнуть поломки в двигателе или радиаторе.
Постоянное применение тосола способствует образованию ржавчины и приводит коррозии, поэтому менять его также нужно в положенный срок. При несвоевременной смене могут возникнуть такие проблемы:
- частое включение вентилятора;
- поломка термостата или центробежного насоса;
- выход из строя крышки расширительного бака;
- отсутствие обогрева в печке;
- сбой датчиков, показывающих температуру.
Не менее существенные проблемы:
- образование накипи на стенках радиатора и патрубков;
- появление осадка;
- попадание в воду масла из мотора.
При плановой замене тосола специалисты рекомендуют обязательное промывание конструкции самоохлаждения.
Профессиональные и народные способы очистки охладительных устройств
Если при сливе жидкости из радиатора присутствуют какие-нибудь частички, вода поменяла цвет – необходима срочная чистка. Чем же промыть систему охлаждения двигателя от масла или от ржавчины? С этой целью можно использовать профессиональные и народные средства. Цена тех и других – доступная. Относительно конечного результата можно поспорить.
Специальные составы
На современном рынке представлены разнообразные профессиональные очистители по доступным ценам. В зависимости от химического состава их разделяют на такие виды:
- Нейтральные. Используются в профилактических целях. Они не содержат щелочей и барбиталов, поэтому не могут удалить сильные загрязнения.
- Кислотные. Основным компонентом являются различные альдегидокислоты. Они прекрасно очищают устройство от неорганических отложений.
- Щелочные. Отменно расщепляют органические соединения при помощи каустика.
- Двухкомпонентные. В их состав входят и кислоты, и щёлочи. Это универсальное средство, избавляющее стенки системы от ржавчины, накипи, остатков тосола и др.
Запомните, нельзя одновременно использовать два разных вида очистителя, особенно с большой концентрацией.
Народные методы
Если нет возможности достать профессиональный гидроочиститель, воспользуйтесь народными средствами. Их можно купить почти в каждом супермаркете. Наибольшее распространение получили:
- Лимонная кислота. Используется для промывки от ржавчины и накипи, которые остаются после испарения жидкости. Растворяем от 40 до 100 граммов кислоты в 1 л воды, заливаем в радиатор, оставляем на 12 часов, а затем её сливаем. Процедуру проделываем несколько раз, пока раствор не будет прозрачным.
- Уксусная кислота. Отлично удаляет ржавчину. Разводим 0,5 л уксуса в 10 л воды, вливаем в прибор и оставляем на 30 минут в режиме включённого двигателя. Повторяем процедуру несколько раз.
- Борная кислота. Также активна против ржавчины. Растворяем 50 граммов кислоты в 5 л воды, заполняем систему, оставляем на 40 минут при рабочей температуре, с работающим мотором.
- Трилон Б. Расщепляет ржавчину, окислы, сульфаты свинца. 250 граммов средства смешиваются с 5 л воды и заливаются в радиатор. Запускают двигатель и дают ему поработать 30 мин. После этого жидкость сливается, а прибор промывается кипятком.
Они не так эффективны, как специализированные растворы, но за неимением лучшего, можно взять и их.
Знайте. Кока-Колу или Фанту для промывки лучше не использовать. Содержащийся в них сахар может запечатать тонкие каналы устройства.
Как промыть радиатор
Основной элемент системы охлаждения, который загрязняется больше всего, – радиатор. Если внутри образуется накипь, то снаружи он покрывается грязью. Из-за этого очищать его приходится намного чаще. Так как же лучше промыть радиатор охлаждения двигателя: снимая или не снимая?
Наиболее простой способ, доступный даже в домашних условиях, – использование керхера. С его помощью можно спокойно, не убирая прибор, очистить его снаружи от грязи и пыли. Для этого:
- откручиваем решётку;
- изолируем двигатель полиэтиленовой плёнкой;
- смываем загрязнения водой под напором.
Для большего эффекта можно воспользоваться щёткой и моющим средством.
Внутренняя очистка радиатора выполняется таким же спецсредствами, как и всей охладительной системы. Последовательность работ:
- избавляемся от воды или антифриза в радиаторе;
- закручиваем краники;
- заливаем внутрь гидроочиститель;
- запускаем мотор на 20 минут;
- сливаем остатки чистящего раствора.
После этого радиатор можно заполнить новой автожидкостью.
Средств и способов промывки охладительных устройств довольно много. Одни из них более эффективны, другие – менее. Если вы задумываетесь над тем, чем промыть систему охлаждения двигателя, специалисты рекомендуют использовать профессиональные очистители. Их щадящее действие поможет мотору и теплообменнику работать долго и качественно.
Проводить испытания с растворами, сделанными в домашних условиях, не стоит. Большинство из них содержат кислоты, которые удаляют не только накипь и ржавчину со стенок радиатора и двигателя, но и разъедают детали систем.
Как вам статья?