Как работает полный привод: виды и электронные системы

Не все автомобилисты знают, как работает полный привод, какими особенностями обладают ТС, оснащённые такой трансмиссией. И точно также не все машины, которые принято считать полноприводными, в полной мере соответствуют этому. В этом материале мы постараемся ответить на данный вопрос максимально точно и развернуто.

Общий принцип: как работает полный привод

Полноприводные машины в городской среде ничем не отличаются от авто, имеющих только задние или передние ведущие колеса. Это обусловлено особенностями работы трансмиссии. Например, постоянный полный привод у Рено Дастер распространяется на переднюю ось. Назад крутящий момент передается с помощью подключаемой муфты.

Также может быть обратная схема полного привода. Различие состоит в постоянном приведении в действие задних колес. Передняя ось остается подключаемой. К отдельной категории относятся автомобили, имеющие постоянный полный привод.

Как работает полный привод: виды и электронные системы
В полном приводе ведущими являются сразу 4 колеса

Как работает подключаемый полный привод?

Эта система положила начало появлению в автомобилестроении техники с четырьмя ведущими колесами. Она функционирует за счет жесткого подключения передней оси. Дифференциал здесь отсутствует, а все колеса движутся с одинаковой скоростью.

Дифференциал является механическим устройством, осуществляющим прием и распределение крутящего момента между колесами в определенной пропорции. Этот узел способен автоматически компенсировать скоростную разницу в движении.

Как работает полный привод: виды и электронные системы
Один из типов полного привода: подключаемый

Суть работы дифференциала состоит в том, чтобы направлять момент к ведущим осям, позволяя им вращаться с разной скоростью.

Колеса автомобиля имеют одинаковую скорость вращения, пока он движется прямо. В случае совершения поворотов и других маневров этот показатель изменяется в зависимости от конкретных условий. Одно колесо может начать вращаться быстрее других, как и мосты.

Это связано с тем, что они едут по разным траекториям. Колеса, идущие внутри поворота, проходят меньшее расстояние, чем наружные. Благодаря дифференциалу эта разница компенсируется.

Full-time

Из-за недостатков конструкции полного привода, который подключается, автомобильные инженеры принялись за разработку системы 4WD, лишенной их. В ней обе оси являются ведущими, имеющими свободный дифференциал. Если возникает пробуксовка, то избыточная мощность гасится внутренним сателлитом в редукторе. Это позволяет машине всегда иметь две ведущие оси.

Читайте также:  Несколько способов промывки инжектора своими руками
Как работает полный привод: виды и электронные системы
Система полного привода еще не делает из кроссовера внедорожник

Тонкость в том, что полный привод будет функционировать корректно, если одна из пар колес не начнет пробуксовывать. Тогда вторая ось также будет отключаться. Для нивелирования данной конструктивной особенности такая полноприводная система дополнительно оснащена минимум одной блокировкой дифференциала, которая включается принудительно. В отдельных случаях их может быть две.

Многие владельцы внедорожников, которые используют их по прямому значению, довольно часто устанавливают принудительную блокировку отдельно. Это позволяет существенно повысить проходимость транспортного средства.
Как работает полный привод: виды и электронные системы
В условиях города полноприводные авто ничем не лучше машин с ведущей передней или задней осью

Система AWD

Модернизация полного привода продолжается по сей день. Еще одним его подвидом является система, которая полностью управляется электронным блоком. Она способна перебрасывать крутящий момент в зависимости от определенных условий эксплуатации. Для повышения маневренности и контроля над транспортным средством появилась прогрессивная электроника, например, системы:

  • курсовой устойчивости;
  • противоскольжения;
  • стабилизации;
  • распределения крутящего момента.
Как работает полный привод: виды и электронные системы
Примерно так помогает управлять авто система курсовой устойчивости

Всем управляют электронные блоки, получающие сигналы с датчиков ABS. Именно они считывают скорость на каждом колесе.

Какие полноприводные авто эксперты не считают таковыми?

Если двигатель автомобиля и трансмиссия вращают все четыре колеса, это еще не указывает на то, что машина относится к классу внедорожников и сможет преодолеть любые препятствия на своем пути.

Такая система способна придать владельцу уверенность и контроль над машиной в экстремальных условиях – в снегопад, сильный дождь. ТС будет вести себя более стабильно и ожидаемо.
Как работает полный привод: виды и электронные системы
Рено Дастер многие эксперты не относят к полноценным полноприводным авто

Конечно, тот же Рено Дастер сможет проехать по бездорожью. Его геометрическая проходимость оставляет позади конкурентов. Но технические характеристики далеки от идеала. Именно поэтому не стоит на автомобилях с номинальным полным приводом заезжать в болота, пытаясь всем доказать, что они смогут преодолеть невероятные препятствия. Иначе придется далеко идти за трактором, без которого застрявшую машину не вытащить.

Читайте также:  Замена моторного масла в двигателе: типичные ошибки водителей

Разбираться и понимать, как работает система полного привода, нужно тогда, когда машина используется вне асфальтированных покрытий – по грунтовым, лесным, песчаным дорогам. Именно там могут пригодиться все четыре ведущих колеса, поскольку моноприводным автомобилям в таких условиях будет невероятно сложно. Они скорее всего застрянут в самом начале.